Аварии, технологические нарушения, анализ и без анализа
В утренней сводке получаем следующее сообщение:
21:02 08.10.12 СЭС ВЛ 110 кВ Чинары тяговая - Чилипси тяговая.
ПС 110 кВ Чилипси тяговая отключался СМВ-110 действием 2 ст. ТЗНП ВЛ 110 кВ Чинары тяговая
ПС 110 кВ Чинары тяговая отключался СМВ-110 действием 2 ст. ТЗНП ВЛ 110 кВ Афпостик тяговая
На ПС 110 кВ Афпостик тяговая отключений нет
В районе гроза.
Все три упомянутые подстанции – элементы тягового транзита, основная задача которого – доставить максимальное количество пассажиров в Сочи, вспомогательная – обеспечить аварийное снабжение Сочинского энергорайона в том случае, когда «все потухло, все погасло», то есть, накрылись все линии, идущие по одному тяжелому коридору (горы, предгорья, перевалы и т.п.).
Итак, транзит опорная подстанция Горячий ключ и проходные тяговые подстанции Афапостик – Чинары – Чилипси (и т.д.). На всем транзите нет ни одного нормального регистратора аварийных событий (железнодорожников подвигнуть на их приобретение невозможно). Так что приходится обходиться внутренними запасами черепной коробки.
Для начала – грубая прикидка с помощью АРМ СРЗА. В сложных случаях привлекаю ОРПНУРЗиЮ, но здесь обхожусь своими силами. Тыкаю в понравившуюся точку, и получаю:
Имитируем КЗ примерно на полпути между ПС Чинары и Чилипси. Железная дорога на этом участке проходит через довольно длинный тоннель (около 3,5 км, когда-то был самым длинным в СССР), а ВЛ-110 карабкается через горы. Соответственно – один из самых тяжелых участков. В сводке упоминалась гроза…
Со стороны ПС Чилипси сомнений нет. Анализируем работу защит на ПС Чинары.
Во-первых, извлекаем прикидочные значения тока однофазного КЗ.
В сторону ПС Афпостик:
3I0=1,11 кА
В сторону ПС Чилипси:
3I0=1,68 кА
Откуда такая разница? На ПС Чинары есть два силовых трансформатора с глухозаземленной нейтралью. Каждый из них подпитывает место однофазного КЗ. Соответственно, ток КЗ в сторону ПС Чилипси является суммой токов от линии Афпостик и подпитки от трансформаторов собственной подстанции.
Далее посмотрим уставки защит от замыканий на землю на подстанции Чинары.
ВЛ-110 Афпостик:
1 ст. 1960 A 0,5 с направленная
2 ст. 1230 A 1,0 с ненаправленная
3 ст. 600 A 3,2 с направленная
4 ст. 160 A 5,6 с направленная
5 ст. 90 A 8,0 с направленная
BЛ-110 Чилипси
1 ст. 1320 A 0,5 с направленная
2 ст. 1040 A 2,2 с ненаправленная
3 ст. 720 A 3,7 с ненаправленная
4 ст. 460 A 5,2 с ненаправленная
5 ст. 90A 12,5 с ненаправленная
А теперь проводим анализ.
Со стороны ПС Чинары ток КЗ в сторону ПС Афпостик составлял 1,11 кА. Это соответствовало надежному срабатыванию 3 ступени ЗЗ (600 а, 3,2 с направленная). Немного недотянуло до срабатывания 2 ступени (1230 A 1,0 C ненаправленная).
В сторону ПС Чилипси ток КЗ вполне превышал уставку 1 ступени ЗЗ (1320 A 0,5 с направленная) и 2 ступени (1040 A 2,2 с. ненаправленная).
Чешу репу, и прихожу к выводу: ток КЗ нужно уточнить. Не знаю фактического состояния участка сети на момент события, но уточнить недолго. А вот чтобы учесть все выведенное на момент события оборудование, уточнить возможные переходные сопротивления, да и пройтись вдоль линии (я-то ткнул наугад посредине линии) нужен более высокий уровень квалификации в части расчетов. Для этого ОРПНУРЗиА и нужна (правда, главная ее задача – выдача уставок защит). Если бы ток КЗ в сторону ПС Афпостик превысил заветные 1230 А, то вполне был бы объяснен отказ направленной 1 ступени ЗЗ ВЛ-110 Чилипси. Накрылось реле направления мощности, вот и единственная направленная ступень отказала. А вторая ненаправленная не дотянула по времени.
Хотя, впрочем, не исключен и уход уставки 2 ступени ЗЗ ВЛ-110 Афпостик…
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z