Почему МДС срабатывания реле РНТ не входит в норму?
Вопрос с форума РЗА (http://rza.e7e.info/):
"Проверяю реле РНТ диф.защиты блочного
трансформатора. МДС срабатывания вместо нормативных 100 ампер-витков (+/- 5),
равна 120 АВ. Полез проверять исполнительный орган. И.о. имел ток срабатывания
чуть ниже нормы и неравномерный зазор между якорем и полюсами магнитопровода.
Выровнял зазор, отрегулировал ток срабатывания (0,16 А), коэффициент возврата
тоже в норме, напряжение срабатывания 3,5 В. МДС стала равна 116 АВ (при подаче
тока в обе обмотки). Rш введено полностью и исправно (39 Ом).
Теперь вопрос, чего еще можно сделать? "
Вопрос вызвал довольно активную реакцию участников форума и получено несколько версий неисправности.
Судя по всему, автор вопроса - не новичок в релейной защите, поэтому версия "чего-то недопонимает" отпадает сразу. Исполнительный орган проверен правильно, сопротивление в цепи короткозамкнутой обмотки в порядке. Видимо, причина спрятана глубже.
Первая версия, которая была выдвинута - несинусоидальность формы кривой тока, на которую реле с быстронасыщающимися трансформаторами по своему принципу действия реагируют плохо. Довольно распространенная ошибка. Берем ЛАТР, нагрузочный трансформатор, измерительные приборы, подаем ток и при хорошо отрегулированном исполнительном органе, исправной обмотке, правильно выбранном сопротивлении в цепи короткозамкнутой обмотки получаем, простите за выражение, фуфло. Берем комплект У5052 (без фазорегулятора), включаем на напряжение 220 В, вводим предвключенное сопротивление 20 Ом, получаем результат получше. Переводим питание стенда на линейное напряжение (380В), вводим предвключенное сопротивление 70 Ом и получаем хороший результат. Включаем сопротивление 200 Ом и можем получить или или отличный результат, или сгоревший стенд.
Это предположение не подтвердилось. Схема проверки реле выполнена правильно.
Вторая версия - появление неучтенного короткозамкнутого витка (или витков). Они могут появиться как в обмотке, так и в стали БНТ. КЗ в обмотке в своей практике не припоминаю. А вот в железе причин может быть несколько:
Неудовлетворительное состояние лаковой изоляции между пластинами, вызванная дефектами изготовления;
Коррозия пластин, которая может угробить любую изоляцию;
Неудовлетворительная изоляции стяжных шпилек или винтов;
Намагничивание магнитопровода.
Простейший метод выявления короткозамкнутых витков - сравнить МДС срабатывания реле при замкнутой и разомкнутой КЗ обмотке. На исправном реле разница должна составить 20-30%.Если имеются неучтенные КЗ витки, разница будет меньше. Второй метод - измерение тока в КЗ обмотке при подаче тока в первичную обмотку. Нормальная величина тока определяется из выражения IK=I1W1/WK, где IK - ток в короткозамкнутой обмотке, I1- ток в первичной обмотке, W1 - число витков первичной обмотки,WK - суммарное число витков короткозамкнутой обмотки. При наличии короткозамкнутых витков ток в короткозамкнутой обмотке оказывается ниже расчетного.
Если появилась явно выраженая коррозия - реле нужно браковать. Что бы Вы с ним ни делали, за короткое время все станет на исходные позиции.
Неудовлетворительное состояние лаковой изоляции или крепежа магнитопровода (проявлялось в довольно большой партии реле, выпущенных в 80-е годы прошлого века) можно устранить небольшим (1-1,5 оборота) ослаблением затяжки винтов. Но надолго ли это - не знаю, мы в то время работали в наладке и сведений о дальнейшей эксплуатации реле не имеем. В принципе, магнитопровод можно полностью перешихтовать, но делать это можно или от полной безвыходности положения или от большой любви к искусству - собрать будет довольно трудно.
Намагничивание магнитопровода маловероятно, так как постоянные (или апериодические) составляющие тока в реле протекают очень кратковременно. Если все же это произошло, выявляется дефект сравнением вольт-амперной характеристики реле с типовой или полученной на других реле. Можно ли размагнитить - не знаю, но в принципе ничего недопустимого нет.