Материал предоставлен Денисом Сунцовым.
Тупиковая ВЛ-110 кВ (25 км) в конце ПС 110/35/10 тр-ры по 10 МВА
ВЛ отключается с успешным АПВ. На ИМФ – 2-х фазное КЗ с небольшими токами, дальность 500 с чем то км.
Диспетчера в недоумении. Через несколько минут доложили, что включился КЗ Т-1 от ДЗТ.
Осмотром обнаружен один разрушенный изолятор на шинопроводе ввода 10 кВ тр-ра.
Диспетчера снова в недоумении – почему один? А где же было КЗ? Повторный осмотр не дал никаких результатов – поврежден ОДИН изолятор.
После перевода нагрузки на Т-2 обнаружилась плотная «земля» на одной из ВЛ-10 кВ.
Обходом вывили, что недалеко от ПС (около 1 км).
Теперь немного понятно (но некоторым было трудно объяснить):
На шинопроводе стоял изолятор со слабой изоляцией, но 6 кВ держал. После появления «земли» на ВЛ-10 на другой фазе его все-таки пробило и получилось 2-х фазное КЗ через землю, от которого сработала ДЗТ. А ВЛ-10 кВ не успела отключится, т.к. tмтз-0,6 с.
От обвинения в ложной работе ДЗТ и послеаварийной проверки отбрехались.
Остался ИМФ с 500 км. А еще есть Н-13, проявим, посмотрим. Пошел проявлять, перепутал проявитель с закрепителем. L. Фотобумага стала еще белее, чем до проявки.
Осталась осциллограмма в ИМФ. Но на ИМФ RS-232, на ноутбуке USB. Переходника нет.
Потащил в ОПУ монитор, системник, клаву, мышь. Диспетчера смеются. Скачал успешно (осциллограмма прилагается):
Ну теперь все более-менее понятно. Время отстройки ИМФ – 20 мс.(на осциллограмме желтая полоса), короткозамыкатель на фазе С.
МТЗ линии 110 кВ -170 А 4,5 с
Ток КЗ на шинах 10 кВ ПС на конце линии – 3 кА(расчетный), переводим на 110 кВ получается 270 А
Уставка пуска ИМФ – 4 А вторичных, ТТ 200/5. соотв. 160 А первичных
Если загрубить ИМФ до 300 А, чтобы отстроится от токов КЗ за трансформатором, ИМФ может «прозевать» отключение ВЛ от МТЗ.
А сейчас ИМФ «ловит» многие КЗ за трансформатором и дает дальность 300..400…500 км.
Получается, если снова будет работать ДЗТ тр-ра, ИМФ обсчитает дальность не по включению КЗ-110 , а по току КЗ на шинах 10 или 35 кВ
P.S. Главный инженер так и не понял, почему ИМФ показал 500 км.
ЦСРЗА приняло наши объяснения, и главный инженер успокоился.