Домашняя ] Вверх ] Далее ]

Форум РЗА - место общения любителей, поэтов и фанатов релейной защиты

Рейтинг сайтов по теме релейная защита и автоматика

Процессы в сети при КЗ на паралельных линиях

Далее будем рассматривать поведение защит на подстанции А. Подстанции А и Б имеют достаточно мощные источники питания (или связаны с системой по другим линиям). При коротком замыкании на одной из параллельных линий направление перетока мощности КЗ на второй линии в целом не определено. Ближе к шинам подстанции А – мощность КЗ по здоровой линии идет от Б к А, ближе к шинам Б – в обратную сторону.

Но на одном из концов линии первая ступень ТНЗНП срабатывает достаточно быстро, в результате чего получается такая картина:

Поскольку мы рассматриваем поведение защит на подстанции А, проблем нет. Если не откажет защита на подстанции Б, отключение произойдет как положено. А вот в том случае, когда КЗ происходит ближе к подстанции Б, картина будет немного другой:

Ну и что? Отработает вторая ступень ТНЗНП, и делов-то всех. А если режим питания сети ослабленный, и на вторую ступень тока не хватит?, Ну, третья ступень отработает. А вот это может оказаться по времени нехорошо. В общем, если неотмененный нормативный документ рекомендует, нужно им пользоваться. То есть, ту же третью ступень выполнить побыстрее. Рассмотрим еще один случай КЗ:

Различие с предыдущим рисунком с точки зрения подстанции А в этом случае – направление перетока мощности в параллельной линии ВЛ-2. Этот признак и используется для выполнения вышеупомянутой поперечной защиты линии. КЗ на линии, отходящей от подстанции Б в противоположную сторону. 2 (3) ступень ТНЗНП ВЛ-1 резервирует и этот случай: отказ выключателя или защит на линии, на которой есть проблемы – отключаем ВЛ-1 (а заодно и ВЛ-2) на ПС А

Но зачем же чрезвычайщину в виде отказа всего на смежной линии использовать как штатную работу защиты при КЗ на собственной? Кстати, в упомянутых Руководящих указаниях есть упоминание: «если чувствительность и прочее…». Так что считаем чувствительность, приходим к выводу о необходимости этой защиты.

Рассмотрим еще один момент. Крайне редко параллельные линии отходят от одной секции или системы шин. Если уж резервировать, то все и в системе. Рассмотрим более реальную схему:

Короткое замыкание на линии В, шиносоединительный выключатель на подстанции А отключен. Направление перетока мощности в линиях ВЛ-1 и ВЛ-2 соответствует приведенному на третьем рисунке. Вполне могут сложиться условия для излишнего срабатывания защиты ВЛ-1. Для того, чтобы это исключить, выполняется блокировка защиты по отключенному положению ШСВ. А для того, чтобы сохранить защиту в работе при его ремонте и сохранением связи между параллельными цепями (то ли с выводом системы шин, то ли с включением жесткой развилки), реле контроля положения выключателя шунтируется оперативным элементом. Далее рассмотрим практические схемы выполнения защиты.

Да, кстати. При отключеении ШСВ на смежной подстанции тоже подобные проблемы могут быть. Если отключение оперативное – компетенция лиспетчера. А если аварийное? Да попробуй найти еще такое стечение обстоятельств, которое могло бы к такой картине привести. Разве что опережающее деление шин. Но в этом случае, полагаю, будет уже все равно. Одним кренделем больше, одним меньше…

Поперечная защита линии. Принцип выполнения на электромеханике.

Домашняя ] Вверх ] Далее ]

Форум РЗА - место общения любителей, поэтов и фанатов релейной защиты

Рейтинг сайтов по теме релейная защита и автоматика