На главную страницу сайта

РЗА для оперативного персонала

Форум РЗА - место общения любителей, поэтов и фанатов релейной защиты Рейтинг сайтов по теме релейная защита и автоматика

Перегруз автотрансформатора

Вспомнилось как-то по случаю чего-то, как участвовал в подготовке очередной гадости для противоаварийной тренировки диспетчеров РДУ.
Схема основной сети немалого города (хотя и не мегаполиса) выглядит примерно так:

Электроснабжение города завязано на двух основных узлах: довольно мощная ТЭЦ (под миллион кВт) и подстанция 220 кВ В (В-220). Между собой и со смежными крупными энергообъектами связаны несколькими ВЛ 220 кВ. Электроснабжение города и его окрестностей обеспечивается по нескольким транзитам 110 кВ, связующим ТЭЦ и В-220, а также от нескольких тупиковых линий 110 и 35 кВ, отходящих от шин этих объектов.
ТЭЦ довольно старая. Неблочная часть совместно с ОРУ-220, ГРУ-6 (оттуда выдается некоторая мощность и по сети 6кВ, но главная задача – обеспечение рабочего питания собственных нужд неблочной части и резервного питания СН блоков) и ЗРУ-35 была построена в 50-е годы прошлого века. В 60-е – 70-е годы была достроена блочная часть, выдающая мощность в сеть 220 кВ и отдающая немалую мощность на ОРУ-110 посредством автотрансформаторов АТ-1 и АТ-2. Особенностью схемы является то, что оба АТ включены под общими выключателями на стороне и 220, и 110 кВ (проблемы с территорией на время строительства были). Это доставляло ряд неудобств и диспетчерам, и эксплуатации.
Подстанция В-220 – обычная подстанция 220/110 кВ, построенная в 70-х годах прошлого века.
Общий баланс мощности по городу и окрестностzv, питаемым от этих объектов: 4 АТ по 125 МВА, нагрузка в максимум – 400 МВт, в минимум – около 200. Около 100 МВт – мощность генерации неблочной части. То есть, на ПС В-220 как вывод в ремонт, так и аварийное отключение одного из АТ позволяет сохранить потребителей без ограничений. И даже одновременное отключение двух АТ дает диспетчеру какой-то запас времени для разгрузки.
Сложнее с выводом в ремонт АТ на ТЭЦ. Одновременная потеря 250 МВА автотрансформаторной мощности в максимум нагрузки – без ограничения потребителей не обойдешься. Поэтому издавна существовала схема: оба АТ дают на выходные, когда нагрузка поменьше, да и мощность на неблочной части поддерживается побольше (то есть, никаких выводов из работы соответствующих генераторов). За выходные расшиновывается один АТ и выполняются работы, которые связаны с общей частью (разрядники, разъединители, небольшой ремонт или испытания выключателей). Неделя – две один из АТ стоит в ремонте, далее в том же порядке ошиновка первого с расшиновкой второго и, наконец, ошиновка второго.
И вдруг кому-то приходит в голову идея: а если во время ремонта АТ-1 на ПС В-220:

Загазует АТ-1 на ТЭЦ?

Отключается группа АТ на ТЭЦ, и все городские потребители остаются на АТ-2 ПС В-220 и генерации неблочной части. Генераторы возьмут на себя не более, чем могут. Основную нагрузку возьмет на себя оставшийся в работе АТ. По прикидкам перегруз будет уже больше чем на 100%, но до работы МТЗ пока не доходит. Защита от перегруза действует тоько на сигнал. Что делать диспетчеру?
Перегруз более чем двукратный, поэтому заветных 10 минут у него нет. Кроме того, задействован диспетчерский и оперативный персонал четырех субъектов: сеть 110 кВ – в управлении диспетчера электросетей, оборудование ТЭЦ и ПС В-220 – местный персонал двух объектов, над всеми – диспетчер РДУ, но все участвующее оборудование – только в его ведении. На одни телефонные переговоры времени уйдет немало. Предлагаются варианты ответов:
Включить аварийно отключившуюся группу АТ;
Ввести в работу АТ-1 на ПС В-220;
Отключить часть потребителей по графику временных отключений;
Отключить нахрен весь город.
Более экзотические средства типа помолиться или уйти в кабак с последующим увольнением не рассматриваем. Итак, Ваше мнение.

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

На главную страницу сайта

РЗА для оперативного персонала

Форум РЗА - место общения любителей, поэтов и фанатов релейной защиты Рейтинг сайтов по теме релейная защита и автоматика